Первая очередь ленинградского метро


Первая очередь ленинградского метро

Первая очередь ленинградского метро

Петербургский метрополитен (до июля 1992 г. – Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина) – система линий метрополитена в городе Санкт-Петербурге (Россия). Первая очередь Ленинградского метрополитена была введена в эксплуатацию 15 ноября 1955 г.

История его создания уходит своими корнями в ХIХ столетие. С 1820 г. разрабатывалось множество проектов строительства внеуличной железной дороги в северной столице Российской империи, но ни одному из них не суждено было реализоваться. После Октябрьской революции столицей страны стала Москва, и поэтому сооружение метрополитена рассматривалось в первую очередь применительно к ней.

Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена в Ленинграде (с 1991 г. – Санкт-Петербург) был поставлен в 1938 г.

В 1939 г. в городе была образована "Дирекция строительства HКПС-5". Позднее на ее основе был создан Ленинградский филиал института "Метрогипротранс", который впоследствии в 1946 г. был преобразован в самостоятельную проектную организацию.

В 1941 г. было принято постановление о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде длиной 19,1 км с 12 станциями со сроком окончания работ в IV квартале 1942 г.

К апрелю 1941 г. были заложены все необходимые шахты, но строительство метрополитена было прервано сразу после начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Пройденные стволы и выработки пришлось затопить, спасая от обрушений.

В 1946 г. строительство метрополитена в Ленинграде было возобновлено. Так как шахты серьезно пострадали во время обстрелов и бомбардировок, часть из них была ликвидирована, а трасса претерпела некоторые изменения.

Трасса первой очереди была поделена на два участка. Первый должен был связать площадь Восстания (Знаменскую) с Нарвской заставой, а второй продолжить эту линию на Выборгскую сторону до Финляндского вокзала. Первая городская подземная магистраль должна была соединить ряд важных участков города, в том числе четыре вокзала - Московский, Витебский, Балтийский и Варшавский. В дальнейшем к ним должен был подключиться и пятый ленинградский вокзал (последний из существовавших тогда вокзалов) - Финляндский.

Первый участок длиной 10,8 км соединял центр города с историческим районом Автово. Строительство велось в сложных геологических условиях. Подземная железная дорога должна была пройти в болотистых грунтах дельты реки Hевы, поэтому ее стали строить на больших глубинах ‑ в толще кембрийских глин (50-100 м). Подземные воды и жидкие грунты создавали непрерывные препятствия на пути проходчиков. Чтобы избежать затопления горных выработок, применялись искусственное замораживание грунтов и сжатый воздух - кессонный способ работ.

Hа первом участке Ленинградского метрополитена было сооружено восемь станций - "Площадь Восстания" (у Московского вокзала), "Владимирская" (на Владимирской площади), "Пушкинская" (у Витебского вокзала), "Технологический институт" (в начале Загородного проспекта у ЛТИ им. Ленсовета), "Балтийская" (у Балтийского вокзала), "Нарвская" (у Нарвских ворот), "Кировский завод (у Кировского завода) и "Автово" (в начале Петергофского шоссе). За станцией "Автово" планировалось строительство электродепо.

Станции первого участка были построены в характерном для эпохи монументально-помпезном стиле.

Каждая станция посвящена различным этапам борьбы советского народа за построение коммунизма. В архитектуре станции "Площадь Восстания" воплощена тема Октябрьской революции: на бронзовых барельефных медальонах изображены Ленин на броневике у Финляндского вокзала, Ленин в Разливе, штурм Зимнего дворца.

Станция "Владимирская" посвящена росту благосостояния советского народа. Ее украсило огромное мозаичное панно "Изобилие". Станция "Пушкинская" посвящена русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину (cтанция не была открыта в составе первой очереди метрополитена, из-за проблем со строительством она была введена в эксплуатацию только через год в 1956 г. Весь этот год поезда проезжали ее транзитом). Развитию русской и советской науки посвящена станция "Технологический институт". Стены станции украшены бронзовыми барельефами с изображениями Ломоносова, Попова, Тимирязева, Павлова и других деятелей науки.

Станция "Балтийская" посвящена истории Балтийского флота. Свод станции изображен в форме надутого ветром паруса, облицовка стен серо-голубым мрамором напоминает цвет моря, на стенах размещены барельефные медальоны - портреты русских флотоводцев.

Станция "Кировский завод" посвящена мощи советской индустрии, о чем свидетельствуют монументальность архитектуры и тематические барельефы. Тема станции "Нарвская" - мирный труд советского народа - отображена в горельефах, установленных в подземном зале.

Художественное оформление станции "Автово" посвящено обороне Ленинграда. На мозаичном панно "Победа" в торце станции изображена женщина с младенцем, символизирующая мир. Станция расположена в районе, где в годы войны пролегал передний край ленинградской обороны. Все станции, кроме "Автово", имеют эскалаторы.

На оформление станций пошло около 22 тысяч кв м мрамора и 10 тысяч кв м гранита различных пород и расцветок. Их освещает около 700 светильников, торшеров, бра и люстр, изготовленных из бронзы, хрусталя, художественного стекла.

В сооружении Ленинградского метрополитена участвовало свыше 300 предприятий, изготовлявших сложное оборудование, механизмы, приборы, присылавшие строительные и отделочные материалы.

8 октября 1955 г. по первой линии Ленинградского метрополитена прошел пробный поезд, а 5 ноября 1955 г. был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди метрополитена.

Торжественное открытие метро запланировали на 15 ноября, а в оставшиеся дни власти решили превратить метро в музей. Ленинградцам через организации и образовательные учреждения раздавались пригласительные билеты на посещение подземных дворцов. За эти дни заветными билетами воспользовалось 400 тысяч человек.

Торжественное открытие Ленинградского метрополитена состоялось 15 ноября 1955 г. В полдень на станции "Площадь Восстания" прошел торжественный митинг, была перерезана красная ленточка, и было открыто регулярное движение поездов по маршруту "Площадь Восстания" - "Автово".

Память о 15 ноября 1955 г. до сих пор хранят Книги отзывов, которые в этот день лежали на специальных столиках на всех станциях ленинградской подземки. Их теперь можно увидеть в петербургском музее метрополитена. "Ленинградское метро прекрасно, это куда лучше самой хорошей сказки", написал один из первых пассажиров.

За подвиг и трудовую доблесть, в связи с пуском первой очереди Ленинградского метрополитена в общей сложности правительственными наградами было награждено 1023 участника строительства.

Все станции в то время имели по одному выходу на поверхность, а в курсировавших между ними поездах было всего по четыре вагона.

Спустя три года на этой линии были сооружены еще две станции. В результате, удобную и быструю транспортную связь с центром города получили Кировский район и Выборгская сторона; метрополитен соединил друг с другом все пять вокзалов Ленинграда.

Сегодня метро - это крупнейшая транспортная система города Санкт-Петербурга. На октябрь 2010 г. Петербургский метрополитен имеет пять действующих линии, которые вместо названий имеют номера, присвоенные в порядке исторического введения линий в эксплуатацию. Линия номер 1 - Кировско-Выборгская, номер 2 - Московско-Петроградская, номер 3 - Невско-Василеостровская, номер 4 - Правобережная, номер 5 – Фрунзенско-Приморская линия. Все 5 линий являются диаметральными и соединяют районы города, находящиеся по разные стороны центра. На линиях размещены 63 станции, в том числе 7 пересадочных узлов. Общая протяженность путей составляет 112,5 км.

Экскурсия по первой линии ленинградского метро. 1971 год


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Первая очередь ленинградского метро" в других словарях:


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.